Реклама

Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 0

2 м/с, южн

748мм

90%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Кого, почему и зачем выбрала Америка

1252
ПоделитьсяПоделиться

Президентом США избран Дональд Трамп. Популист, грубиян, шоумен, женщин не уважает и налогов не декларирует, зато обещает не пустить в страну мусульман и мексиканцев. Первой женщины-президента в США пока не будет. А что там у них будет – «Фонтанке» объяснили сами американцы и российские эксперты.

За неделю до выборов американские социологи уверенно предсказывали победу Хиллари Клинтон. Трампу, чтобы обойти её, нужно было побеждать сразу в пяти так называемых ключевых штатах – колеблющихся. Данные опросов показывали, что это совершенно невозможно, потому что штаты эти только говорят, что не определились, а вообще-то, Трампа в Белый дом не пустят. Когда в Вашингтоне было 2 часа ночи, выяснилось, что вся конструкция рухнула. Трамп победил и в традиционно республиканских штатах, и в тех «колебавшихся», и ещё какие-то демократические прикусил. Он набрал свои 270 голосов выборщиков плюс ещё девять. Хиллари Клинтон получила 228 выборщиков. При этом, если бы в США были прямые выборы, она бы победила, потому что опередила Трампа на 100 тысяч голосов избирателей.

Почему выиграл Трамп?

Джон Вароли – американский журналист. Он много лет прожил в Москве, прекрасно говорит по-русски, но года четыре назад вернулся в Нью-Йорк и теперь представляется как консультант в сфере медиа.

– Это особый исторический день, это новая страна, – так он оценивает произошедшее. – Трамп – бизнесмен, он хорошо понимает, что такое выгодная сделка. И он понял, что за последние 10 лет в стране сложились настроения против истеблишмента, который не работает в пользу народа. И он понял, что из этого можно извлечь выгоду. Он хитрый человек.

Профессор Европейского университета в Петербурге, экономист, политолог Дмитрий Травин видит причину успеха Трампа в сломанных стереотипах.

– Трамп вышел к избирателям с неполиткорректными лозунгами – и оказалось, что очень большая часть людей готова к восприятию таких лозунгов, – говорит Травин. – Традиционные вещи, которые были очень важны для предыдущих выборов, например высказывания о женщинах, оказались не так важны на фоне этой наглой неполиткорректности, востребованной большей частью страны.

Старший научный сотрудник Института социологии РАН Мария Мацкевич считает, что Америка охотно откликнулась на предвыборную демагогию Трампа.

– Голосовали не за какую-то программу Трампа, потому что программы он, в сущности, не предлагает, – отмечает социолог. – Трамп называл проблемы: и экономические, и миграция, и вывод производства в другие страны, из-за которого люди теряют работу, и другие. Он не предлагал решения. Но существование этих проблем так долго замалчивалось из разных соображений, в том числе из политкорректности, что одного перечисления стало достаточно, чтобы люди за Трампа проголосовали.

Историк, этнограф Дмитрий Дубровский живёт в Нью-Йорке и преподаёт в Колумбийском университете. Он полагает, что избиратель оценил антимигрантскую риторику Трампа.

– Уровень ксенофобии в США недооценён, – замечает Дубровский. – Трамп первым за долгие годы нарушил принцип политкорректности. Уже были напряжения в отношениях между полицией и афроамериканцами. С точки зрения большинства, полиция применяла непропорциональные меры. Эти убийства взбудоражили афроамериканскую общественность, и похоже, что у демократов не нашлось адекватного ответа. Судя по опросам, афроамериканцы не впечатлились Клинтон. Они не голосовали за Трампа, но не так активно голосовали за Клинтон.

Почему проиграла Хиллари?

Именно так, по мнению собеседников «Фонтанки», надо ставить вопрос: не Трамп победил, а Клинтон проиграла. На ошибках госсекратаря фиксируются даже те, кто был за Хиллари всей душой. Как, например, журналист из Вашингтона Елена Джамбер. Она считает одной из причин проигрыша искажённую социологию, которую получал штаб Клинтон. Причём получал по собственной вине.

– Я думаю, что Хиллари и её штаб упустили очень важную прослойку населения, – объясняет Елена. – Их сильная атака на Дональда Трампа привела к тому, что люди стали стесняться говорить, что они за Трампа. А проголосовали они за Трампа.

С этим согласна американист, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева.

– В электорате Трампа оказались «скрытые элементы», – говорит она. – Они не стремились афишировать, что поддерживают его, не признавались в этом в соцопросах, относили себя к неопределившимся.

Второе – Клинтон не удалось вывести на выборы афорамериканцев, которые её поддерживают. Но этим американист не исчерпывает перечень причин провала.

– Негативный рейтинг Клинтон всё-таки перевесил, – считает Виктория. – Плюс – революционный гнев белого рабочего класса. Ориентированность Клинтон, как и всех демократов, на меньшинства, в частности на афроамериканцев, вызвала, видимо, волну возмущения со стороны части электората, и теперь Клинтон пожинает плоды этой волны.

Дмитрий Дубровский тоже считает, что Хиллари Клинтон проглядела «фигу в кармане» у американского избирателя.

– Её никто не увидел, кроме Трампа, – замечает он. – Американская политическая система рассчитана на людей системных. А эти выборы – это новелла. Думаю, что на них пришли те, кто раньше никогда не ходил.

Кроме того, добавляет он, на Хиллари мог плохо повлиять проигрыш её соперника по праймериз – социалиста Берни Сандерса.

– Многие были разочарованы после того, как Берни Сандерс не прошёл в основной тур, и его избиратели, наверное, не пошли голосовать за Клинтон, – говорит Дмитрий. – И все сходятся во мнении, что в США случился «американский Brexit»: большая часть населения считает, что её не слышат, её мнения не учитывают. Эти люди пришли и высказали мнение против системы вообще.

Но лучше всех знает, конечно, ситуацию коренной американец Джон Вароли: «Бунт – бессмысленный и беспощадный», – показывает он знание русской классики, сажая её в американскую почву.

– То, что мы видели на выборах, – это народный бунт, – повторяет Джон. – Он мирный, но самый настоящий. Очень трудно понять, что на самом деле происходит в стране, потому что очень много информации под контролем у Белого дома. Поэтому Хиллари проиграла: она сама не знает, что происходит в стране. Элиты сами верят своей лжи. И вот получился Трамп.

Американский народ, объясняет Джон, взбунтовался от тяжёлой жизни.

– Народ обнищал, еле сводит концы с концами, – описывает он тяготы. – Люди работают в двух-трёх местах, чтобы платить квартплату и покупать еду. Я вернулся в США два года назад, и то, что я вижу, – я в ужасе. Больше народ не мог выдержать такого унижения. А Хиллари очень далека от народа. Она получила поддержку в крупных городах. Сколько там живёт народа? Этого недостаточно, чтобы победить. Вот Сандерс мог победить Трампа. Но Хиллари убрала Сандерса. Я считаю, в этом есть какое-то наказание, она получила за свой поступок в отношении Сандерса.

Развалится ли теперь Америка?

– Я заметил, что люди, которые голосовали за Клинтон, сидят дома, они в шоке, – так описывает реакцию сограждан Джон Вароли. – Но это центр города, что происходит в других местах – не знаю.

А в других местах, судя по новостям, всё плохо. В Окленде американский народ вышел на демонстрации протеста против нечестных выборов, а Калифорния объявила, что подумает об отделении от США. К чему она будет присоединяться – пока не решили.

Хиллари Клинтон протестного движения не поддержала, наоборот – поздравила, как полагается, Трампа с победой и попросила избирателей смириться с её проигрышем.

– Во время дебатов Трамп предупреждал, что не признает итоги, если не победит, и обещал протесты народных масс, – напоминает Мария Мацкевич. – Клинтон ничего подобного не обещала. Демократы не будут призывать к революции. Но бороться с Трампом они будут очень интенсивно. Другое дело, что у них нет стратегии, чтобы побеждать такого, как Трамп. Они всё ещё ведут политику вчерашнего дня. Они воюют в духе политкорректности, а день выборов показал, что так уже воевать нельзя. Надо придумывать что-то новое. Смогут ли они придумать – вопрос.

«Парад суверенитетов» по примеру Калифорнии Соединённым Штатам не грозит – считает Дмитрий Травин. Некоторые штаты «могут усилить сепаратистские тенденции», но безрезультатно.

Каким президентом будет Трамп?

Виктория Журавлёва считает, что 45-му президенту США будет трудно. Большинство в конгрессе составляют его товарищи по партии – республиканцы, но американский парламент вряд ли станет автоматом одобрять все идеи президента.

– Трамп получает в напарники конгресс, который настроен к нему крайне критично и осторожно, – говорит Виктория. – И все его радужные предвыборные обещания будут тонуть в сопротивлении конгресса. Отношения с конгрессом будут тяжёлыми. Если Трампу не удастся выстроить отношения с истеблишментом, то последний, скорее всего, будет стараться свести президентство Трампа к одному сроку.

Но, вообще-то, считает Дмитрий Травин, пока никто не скажет, каким будет президент Трамп.

– Буш-младший был самым плохим американским президентом, какого можно себе представить, но когда он пришёл к власти, это трудно было представить, его папа был очень хорошим президентом, – напоминает экономист. – Про Рональда Рейгана говорили: каким президентом может быть актёришка. А он оказался одним из лучших в истории.

Дональд Трамп – тоже почти актёр. Он шоумен и обладатель премии «Золотая малина» за худшую мужскую роль второго плана. Другое дело, что он в первую очередь бизнесмен.

– Как бизнесмен, Трамп известен агрессивной и рискованной манерой бизнеса, – замечает Мария Мацкевич. – Кроме того, он многократно был банкротом. То есть он – сторонник резких шагов и жёсткого стиля.

Дмитрий Дубровский надеется, что предвыборные заявления Трампа так и останутся пустым звуком. Но опасается, что на настроения в стране они уже влияют.

– Когда Трамп шёл на выборы, было понятно, что никакой политики у него в голове нет, – говорит он. – Как нормальный популист, он транслировал набор клише, которые и привели его к успеху. Этот набор существует в голове рассерженных избирателей. Но хочется надеяться, что его политика разойдётся с его заявлениями. Я только боюсь, что в целом его публичный отказ от так называемой излишней политкорректности подействует на уровень ксенофобии в стране, на расовые проблемы.

Из обещаний Трампа Дмитрий Дубровский напоминает не только о стене с Мексикой, но ещё борьбу с Китаем, защиту внутренних рынков США, понижение налогов для бизнеса.

– Как он это будет делать – я не вижу путей, – удивляется историк. – Как любой популист, он не может выполнить своих обещаний.

А вот американка Елена Джамбер готова дать Трампу шанс показать себя.

– Я его считаю популистом, – отмечает она. – Трамп говорит то, что люди хотят слышать. В Пенсильвании он обещал возродить индустрию, заводы. Но я жила в Пенсильвании 7 лет и знаю, что это немыслимо, невозможно. Люди, которые голосовали за Трампа, очень скоро поймут, что всё, что он обещал, – химера. Но это всё равно интересно. Посмотрим, как появятся рабочие места, которые он обещал. Я верю в конституцию Америки, я уверена, что Америка не упадёт никуда, что всё будет так, как и раньше. Если Трампу удастся выполнить хотя бы пару-тройку предвыборных обещаний, от этого выиграю и я, и все американцы. Поэтому – почему нет?

Американец Джон Вароли – и вовсе воплощённый оптимист. И, можно сказать, трамполюб. Хотя уверяет, что не голосовал за избранного президента.

– Есть надежда, что Трамп может изменить всё к лучшему, – говорит Джон. – Он показал себя как немножко жулик… Ну, больше, чем немножко. Но у меня как у гражданина США есть надежда, что всё будет хорошо. Надо показать олигархам кулак. Надо уничтожить олигархов. Страна не может больше выдержать это. Это процесс мировой. Олигархи по всему миру захватывают власть. Я не говорю, что олигархи плохие. Но элита должна работать в пользу народа.

Какой будет команда Трампа?

Этого, говорит Виктория Журавлёва, сейчас не знает никто. Как человек не из истеблишмента, он не имеет рядом людей, искушённых в политике.

– В этом ещё один фактор Трампа как человека-«чёрного ящика»: непонятно, что у него будет за команда, – говорит Виктория. – Традиционный республиканский истеблишмент во время кампании ушёл в сторону и его не поддерживал. Как это отразится на его кабинете – не представляю. Думаю, что ему всё-таки придётся вписываться в систему, иначе ею невозможно управлять. Возможно, ему придётся договариваться с теми, у кого есть опыт управления и связи. В его команде нет политиков, и его манера вести дела в Белом доме, видимо, будет отличаться от стандартной. Он явно попытается привнести бизнес-модель управления в федеральную власть. Не знаю, насколько это возможно, может быть, какие-то моменты и можно заимствовать, но первое время ему будет сложно, пока он будет пытаться эти две модели совместить. Его соратники говорят, что он – человек острого и смелого ума и достигает успеха во всём, что делает.

Какими будут отношения с Россией при Трампе?

Прекрасными – надеется Джон Вароли.

– Отношения будут лучше однозначно, – уверен он. – Трамп говорил это уже много раз. Он понимает, что война – это плохо. Я не хочу войну с Россией. Я думаю, что у Трампа нет такого намерения.

Виктория Журавлёва тоже готова ждать в этой сфере позитивных перемен. Правда, только «во внешних проявлениях», как она это называет.

– В этой сфере президент США меньше зависит от конгресса, – объясняет она. – Как минимум, будет изменение риторики в отношении России, будут какие-то дружелюбные жесты. Но дальше жестов ему конгресс зайти не даст.

Дмитрий Травин совсем не ждёт «дружелюбных» перемен.

– Великая Россия для США – дело десятое, – объясняет экономист. – На первом месте у них – отношения с Китаем, потому что это единственная страна, сопоставимая по мощи с Америкой. В этом же ряду – проблемы исламского терроризма и исламского мира в целом. Кроме того, для США важны отношения с европейскими странами. Плюс – экологические проблемы. И только где-то после этого начинается Россия. Потому что, что бы ни делал Путин, на жизнь в Америке это не влияет никак. А вот то, что происходит в Америке, на жизнь в России влияет ещё как.

Мария Мацкевич вносит нотку позитива.

– На президентских дебатах России уделялось большое внимание, даже не столько России, сколько нашему президенту, – замечает она. – Никогда раньше о России и Путине не было столько разговоров. Но напугать американцев страшной Россией не удалось. Они не испугались, что страшная Россия сейчас придёт и что-нибудь страшное сделает. И в этом можно найти позитив.

Политологи отмечают: традиционно у СССР и потом у России лучше складывались отношения с президентами-республиканцами. Виктория Журавлёва считает, что такая тенденция в прошлом.

– Эти наблюдения – из 1980-х и 1990-х годов, – объясняет она. – С тех пор республиканская партия очень сильно изменилась. В ней доминируют правоконсерваторы, хоть их число и пошло на убыль, а в правоконсервативной риторике нет России как возможного партнёра.

Дмитрий Дубровский говорит, что потепление в отношениях с Россией возможно разве что «лёгкое и недолгое – до первого противоречия». Да и то лишь потому, что Трамп обещал с соседями по планете дружить, но, вообще-то, сконцентрироваться на внутриамериканских делах.

– Это очень сильный поворот в республиканской внешней политике – концентрация на американских внутренних делах исключительно, – говорит Дубровский. – Но радоваться тут нечему. Непонятно, например, на кого теперь Россия будет списывать все неприятности, если Трамп наладит отношения или уберёт санкции. Для Америки Россия – просто страна, таких в мире ещё сто.

О чём эта история?

Вообще-то, она – о демократии. О том, как демократия регулирует сама себя. В Америке сложилась ситуация, которую обрисовали эксперты «Фонтанки». И народ выбрал того, кто ему больше подошёл в этой ситуации.

– Да, в Америке победила демократия в очередной раз, – согласен Дмитрий Травин. – Мы иногда думаем, что где-то в Америке, в Германии или в Англии избиратели все такие разумные, они избирают лучших и так далее, и только в России выборы какие-то ненормальные. Ничего подобного. Демократия иногда даёт неприятных победителей. Разумные люди оказываются в меньшинстве. Тем не менее демократия – достаточно эффективный способ управления.

Елена Джамбер весь свой оптимизм строит на незыблемой вере в американскую демократию и объясняет это очень воодушевлённо. Даже образно.

– Этим и хороша Америка: это демократическая страна! – говорит она. – Во время голосования моя невестка рожала, и мы смеялись с друзьями: она сейчас мучается в родах – и рожает девочку, а Америка мучается в предродовых схватках – и не знает, «мальчик» у неё родится или «девочка». И родился мальчик. Ну что ж, поздравим Америку с «рождением» 45-го президента Дональда Трампа.

Ирина Тумакова, Даниил Ширяев, Николай Нелюбин, Александра Емельянова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close